В первой части нашей статьи мы остановились на видах дорожной техники и навесного оборудования для выполнения работ по зимнему содержанию дорог "под накатом". Сейчас более подробно разберем эту технологию на основе статьи в авторитетном издании.
Зимнее содержание представляет собой комплекс работ, включающий: защиту дорог от снежных заносов; очистку дорог от снега; борьбу с зимней скользкостью; защиту дорог от лавин; борьбу с наледями. Эти работы направлены на обеспечение бесперебойного и безопасного движения автомобилей, но требует для эксплуатирующих организаций дополнительного приобретения дорогостоящей техники.
Заведующий центральной испытательной лабораторией «РОСДОРНИИ» не согласился с этим доводом, он убежден в том, что дороги под накатом можно содержать и с помощью имеющейся техники (отечественные грейдеры, трактора и КДМ).
— В этом процессе есть три этапа. Первый: создание уплотненного покрова,
и второй — уход за ним — обеспечиваются техникой, которая есть у наших дорожников (автогрейдеры, КДМ). Сложность заключается в том, что дорожное покрытие надо сделать ровным и нескользким. Для этого за рубежом применяются гребенчатые ножи марки NL и резцовые ножи марки NR, а также различные фрезы. У нас сейчас уже начинают выпускать такие инструменты. То есть приобрести в России их уже можно. Вот и вся техника, которая необходима для содержания этого снежного покрытия.
И третий этап, наиболее сложный — это ликвидация самого снежного покрытия тогда, когда начинает повышаться температура, происходит таяние, появляются на дорогах бугры, ямы, выбоины, колея и т. д. Дорожникам за несколько дней необходимо ликвидировать этот накат. Для этого применяются опять те же традиционные машины.
Высказывая свое мнение о содержании автодорог под накатом, директор СРО НП МОД «СОЮЗДОСТРОЙ», отметил, что такой метод применялся всегда и продолжает использоваться не только на региональных, но и на федеральных автомагистралях. Значит необходимо законодательно закрепить норму, разрешающую применять уплотненное снежное покрытие на автодорогах с низкой интенсивностью движения.
Зима в России длится долго, и все это время дороги должны выдерживать транспортную нагрузку. Как поступить с полотном, можно ли опереться на опыт коллег из других стран, какие могут быть перспективы у нестандартных решений — все это обсудили участники дискуссии.
«ПОД НАКАТОМ ИЛИ БЕЗ» — ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС !
Острую полемику вызвал вопрос содержания дорог под снежным накатом. Подойдет ли для России подобный зарубежный опыт? Насколько это будет безопасно и финансово выгодно?
Начальник управления эксплуатации автомобильных дорог ФДА подробно рассказал о специфике содержания дорог под накатом, о преимуществах, а также о тех сложностях, которые могут возникнуть при использовании данной технологии.
Имеется также и отечественный опыт применения этой технологии. В зимний период в республике Татарстан в качестве эксперимента по согласованию с ГИБДД республики 100 километров автодороги регионального значения содержались под накатом. Проведенный Казанским государственным университетом анализ эффективности содержания автомобильных дорог под накатом показал, что зимнее содержание одного километра дороги на 44 процента дешевле, чем содержание одного километра дороги по традиционной технологии, то есть без наката. Стандарт, разработанный в Татарстане, до настоящего времени не утвержден из-за отсутствия окончательного согласования с ГИБДД.
Основной проблемой при содержании дорог под накатом является обеспечение безопасности движения. Для решения этой проблемы необходимо разработать технологии для содержания дорог под накатом при различной интенсивности движения. С этой же целью нужно также предъявлять дополнительные требования к владельцам автомобильного транспорта: ввести требования по зимней резине, по использованию цепей противоскольжения, шипов в зимней резине, по наличию запаса песка в автомобилях.
Ответа на этот вопрос никто пока не дает. Возникают сомнения по поводу применения в нашей стране такой технологии зимнего содержания дорог. Скандинавский опыт показывает, что для содержания дорог под накатом требуется специальная техника, которая у нас все же есть, но необходимо разработать и утвердить нормативы, устанавливающие обязательные требования к проведению работ для обеспечения безопасности и бесперебойности движения транспортных средств именно в зимний период.